Хотя каждая игра уникальна, существуют основные шаги, которым следует большинство игроков, особенно в начале игры.
Эти шаги могут измениться в зависимости от настроек сервера, но, вообще, шаги следующие:
Начните игру, НЕДОЛГО блуждая вокруг, чтобы найти хорошее место для постройки первого города. Не пытайтесь исследовать деревни с желтыми крышами - они могут содержать варварские племена. Стройте город недалеко от ресурсов и по возможности, недалеко от моря. Имейте в виду, что город, который Вы построите первым, будет вашей столицей! Идея состоит в том, чтобы уравновесить время, потраченное на поиск хорошего места, против постройки вашего первого города как можно раньше.
После того, как столица была основана, она начнет производство воина. Эти соединения могут использоваться, чтобы бродить вокруг, исследуя местность. Помните, что опасно оставлять город незащищенным, так что, возможно, стоит оставить первого война в городе, а следующего использовать для исследования. Если вы начали игру с соединением Исследователь, используйте его для этой цели!
Пришло время позаботится о защите Ваших городов. Всегда оставляйте в каждом по войну. Поскольку Ваша цивилизация получает возможность производить соединения с большей силой защиты, заменяйте устаревшие соединения новыми, чтобы обеспечить максимальную защиту Вашим городам. Соединения, наиболее часто используемые для защиты - (в порядке усиления): Воин, Фаланга, Копейщики, Мушкетеры и Стрелки.
Имейте в виду, что с некоторыми формами правления, войска внутри или снаружи городов могут создавать или уменьшать несчастье. Также помните, что, когда соединение внутри города, оно получает защитную премию 50%, как укрепленное. Когда строится новый город, он начинает строить лучшее доступное защитное соединение из вышеупомянутого списка.
После создания одного или двух соединений Воинов, начните строить Колонистов. Второй Колонист может быть использован, чтобы строить дороги и орошать сельхозугодья около города, а третий - чтобы строить новый город. Или, вы можете использовать второго Колониста для постройки другого города, а третьего для усовершенствования сельхозугодий вокруг городов. Имейте в виду, что большое население увеличивает производительность и скорость исследований вашей цивилизации.
Каждый город имеет область сельхозугодий вокруг, которые могут использоваться для выращивания продуктов, производства товаров и торговли. Все эти показатели могут быть увеличены с помощью Колонистов. Земля может быть улучшена дорогами, орошением, шахтами и другими постройками.
Лучшее местоположение для города - вопрос вкуса. Город, который построен около моря, будет раньше найден противниками, но может также служить как порт для морских соединений. (Также они обычно требуют прибрежную защиту несколько позже.) Лучшая стратегия состоит в том, чтобы строить и такие, и такие, но имейте в виду, что Вашим противникам будет сложнее найти город, если он находится не у побережья.
Каждый город имеет определенное количество населения определяющее количество жителей в городе. Когда вы переходите в окно города вы видите как используется земля вокруг города. Вы можете назначать жителей на работу в определенном квадрате территории вокруг города или же назначить их на работу внутри города в качестве специалистов. В начале игры важно, чтобы все жители были заняты на полях для увеличения роста, торговли и производства.
Если производится слишком много продовольствия, гражданин может быть убран с сельхозугодья, щелчком мыши на занятом квадрате сельхозугодий. Этот гражданин может быть передан для выполнения других обязанностей, упомянутых выше.
Если вы вернете всех ваших граждан в город, и нажмете правой кнопкой мыши на центральный квадрат, граждане будут реорганизованы, чтобы максимально увеличить производство еды.
Золотым правилом управления города является поддержания количества счастливых жителей на уровне не меньшем, чем количество несчастных. В противном случае в городе начнутся беспорядки - такие города отмечены на карте поднятым кулаком или молнией (в зависимости от выбранного графического набора). Избегайте беспорядков в городах, поскольку такие города не ничего не производят и могут привести к революции.
Когда Ваше соединение первый раз встречает соединение другого народа или находит его город (это также и относится и к вам), устанавливается контакт между двумя народами. Это дает вам возможность получить общее представление о народах в игре через отчет "Народы".
Преимущества первого контакта в скором времени будет исчерпано, если не будет предприниматься действия по углублению взаимоотношений. Открытие посольства установить более тесные отношения между народами, так же как и развитие разведки улучшит знания о технологиях. Посольство открытое в одностороннем порядке не дает преимуществ принимающей стороне, при этом один раз открытое оно не может быть закрыто.
Если вы установили контакт с другим игроком, то вы можете назначить дипломатическую встречу. В отчете "Народы", выберите народ с которым вам бы хотелось встретится и нажмите "Встретится". Если запись под столбцом посольства будет заполнена и другой игрок доступен (или это будет сервер компьютерного игрока) , то появится диалог переговоров.
В этом диалоге вы можете произвести обмен карт местности, виденьем обстановки, технологиями, городами или золотом, также можно открыть посольство, или заключить пакт о прекращении огня или мире. Нет необходимость заключать равнозначные сделки, так вы можете обменять технологию или город на денежную сумму в золоте.
Пакты устанавливают движения и действия ваших соединений, соглашение заключенной с одним народом может затрагивать отношение с другими народами. При авторитарном режиме, таких как Монархия, вы можете расторгнуть пакт в любое время, но если установлена либеральная форма правления (Республика и Демократия), то есть сенат, который заблокирует не спровоцированную отмену соглашения. Если иностранный Дипломат или Шпион не спровоцируют дипломатический инцидент, единственный способ расторгнуть пакт будет, сменить правительство. Детальное описание пактов размещено в разделе "Дипломатия".
Примечание:
После того, как вы усилили ваши города войсками, стройте Триремы в приморских городах. Используйте Триремы, для исследования карты мира с целью поиска противников и новых земель. Если вы находитесь на острове, вы должны тратить меньше ресурсов на войска и больше на расширение вашей территории. Если вы расположены близко к противнику, возможно стоит заключить мирный договор и поделиться вашими научными достижениями. В этом случае вам будут очень полезны Дипломатические соединения, и они безусловно позже принесут вам пользу.
Для наземных исследований карты мира используйте Исследователей (или Партизан и Альпийских стрелков на более поздних этапах игры), поскольку они перемещаются по любой наземной территории как по дорогам (могут переместиться на 3 клетки за ход).
Эти основные идеи позволят вам довольно неплохо играть, особенно в начале игры. Но чтобы улучшить ваш уровень игры, вы должны изучить различные соединения и науки, и ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ! Freeciv имеет много интересных поворотов, так что, если вы не играли в подобную игру прежде, попробуйте зайти на WWW страницу Freeciv: www.freeciv.org.
Там можно найти больше информации об игре и узнать как связаться с другими игроками.