Для запуска программы дважды щёлкните на файле SpaceEngine.exe в корневогм каталоге SpaceEngine. Если в главном конфигурационном файле config/main.cfg установлен старт в полноэкранном режиме, программа запустится в полноэкранном режиме, иначе - в окне. Переключение в полноэкранный режим и обратно осуществляется комбинацией [Ctrl]+[Enter]. В оконном режиме можно произвольно изменять размер окна так, как это обычно делается в Windows. В заголовке окна пишется разрешение клиентской области окна в пикселях, вы можете использовать эту информацию для установки желаемого разрешения перед записью скриншотов. В полноэкранном режиме по умолчанию разрешение равно разрешению рабочего стола, переключение видеорежима не производится (это просто окно без рамки на весь экран). В главном конфигурационном файле config/main.cfg можно задать полноэкранный режим с изменением разрешения экрана.
При сворачивании окна SpaceEngine переходит в режим ожидания, освобождая процессор и видеокарту для других приложений. Занятая память при этом не освобождается.
Главное меню открывается и закрывается нажатием клавиши [Esc]. Из главного меню можно вызывать базовые команды управления и открывать различные диалоговые окна: поиска, настроек и т.д.
Выход из программы производится стандартной комбинацией [Atl]+[F4], нажатием кнопки закрытия окна или из главного меню: File > Exit.
Навигация в SpaceEngine основана на понятии камеры. Камера – это та точка в виртуальной вселенной SpaceEngine, из которой вы производите наблюдение. То, что «видит» камера, отображается на экране. Движением камеры можно управлять, для того чтобы перелетать от одного объекта к другому. Основной принцип движка SpaceEngine состоит в том, что перелёты между объектами на всех масштабах происходит непрерывно, без остановки отображения картинки. Т.е. можно «взлететь» с планеты, осуществить непрерывный перелёт в далёкую галактику и плавно приземлиться на поверхность планеты в этой галактике.
В силу ограничений технологии и возможностей аппаратуры некоторые объекты и их части при первом приближении к ним появляются не сразу, а через некоторое время, нужное компьютеру для загрузки или генерации этих объектов. Это не является ошибкой или нештатной работой программы.
Основные возможности программы: